Доклад министра общего и профессионального образования Ростовской области Л.В. Балиной на областной августовский педагогический совет «Учить, воспитывать, побеждать вместе!»
Анализ большого массива данных, обсуждение итогов, перспектив развития, дают нам возможность оценить состояние дел и определить планы на новый учебный год.
На августовских педсоветах мы обсуждаем самые актуальные вопросы. И в этом году уделим особое внимание программе воспитания.
Но прежде о результатах и особенностях организации учебного процесса.
Оценка качества обучения, достижений учащихся – важная часть учебного процесса. Инструментов оценки много: проверочные работы, международные национальные исследования, государственная итоговая аттестация.
Главный школьный экзамен – ЕГЭ.
Всего в ЕГЭ приняли участие 16 064 выпускника, планирующих поступать в вузы.
1 642 одиннадцатиклассника сдали государственный выпускной экзамен. Средний балл ЕГЭ по ряду предметов вырос в сравнении с 2020 годом.
7 800 экзаменационных работ оценены на 80 и более баллов,
117 получили высший результат – 100 баллов.
И даже есть рекорд - Алика Осадчая набрала четыреста баллов по 4 предметам.
Если учебный процесс интересен, то желание учиться и хорошие отметки обеспечены!
Именно поэтому к современному уроку предъявляются высокие требования.
Современные методы и формы урока, постоянный контроль знаний, глубина и системность преподавания, информационные технологии – все это влияет на результат каждого учащегося.
Текущий контроль знаний, внимание к личностным и метапредметным результатам, информационно-коммуникационной компетентности – основа успешности школьников.
Нацпроект «Образование» создает условие для этого. Обновляются технологии, оснащение, учебные пространства.
В прошедшем году начали работать «Точки роста» как центры цифрового гуманитарного образования.
Их цель – не только влиять на качество обучения, но и развивать способности талантливых детей, создавать условия для дополнительного образования.
В 2021 году «Точки роста» получили новую естественнонаучную направленность.
Дети будут изучать физику, химию, биологию с использованием цифрового оборудования, а также заниматься творчеством и проектной деятельностью.
«Точек» станет гораздо больше, они откроются в каждом сельском районе, а в 2023 году – в каждой сельской школе.
Задача учителям – максимально включить в план уроков новые средства обучения.
Повышение качества образования во многом зависит от качества работы учителя: его мастерства и профессиональной компетентности.
Высокое качество может быть достигнуто только при условии, что педагоги постоянно совершенствуют свое мастерство, мобильно реагируют на изменения в образовательном пространстве. Время требует, чтобы учитель был динамичным человеком, носителем перемен.
Новый центр непрерывного повышения профессионального мастерства учителей создает условия для развития и самореализации педагогов: индивидуальных образовательных маршрутов и формирование методического актива.
И новые коммуникационные возможности позволяют не только очно, но и дистанционно проводить научные конференции, занятия и методические мастерские.
Повышение квалификации педагогов теперь начинается с диагностики профессиональных компетенций.
Не только дети, но и учителя должны учиться по-новому.
А мы будем оценивать результаты этого обучения и заинтересованность директоров в создании высококлассных команд.
Все это современная школа.
Важное направление в ней – обучение детей с ОВЗ. Мы сохраняем сеть учреждений для детей, которые нуждаются в особых условиях обучения. Создаем новые образовательные пространства.
И стараемся реагировать на запросы родителей.
Особенность нового учебного года – первые шаги по созданию условий обучения для детей с расстройством аутистического спектра в школах области.
Участвуя в проекте «Молодые профессионалы», создаем сеть современных мастерских. За три года создали сеть из 24 мастерских. К 2030 году их количество достигнет 60.
Высокие запросы работодателей привели к изменению общих подходов к программам СПО. На сегодняшний день 70% программ завершаются демонстрационным экзаменом как видом итоговой аттестации. Благодаря совместным усилиям Правительства и учреждений созданы условия для проведения демэкзамена: площадки оснащены современным оборудованием и обеспечены квалифицированными кадрами.
Мы начали с 11 площадок в 2019 году. Сегодня на 100 площадках 3,5 тысячи студентов демонстрируют владение профессиональными компетенциями.
Цель – создать такие условия, при которых каждый студент получит возможность осваивать несколько компетенций в рамках одной профессии. Это позволяет обеспечить подготовку в соответствии с запросами экономики.
Много платформ и проектов, которые поддерживают стремление детей проявить свои возможности и таланты. Один из них– «Большая перемена».
В 2021 году рамки конкурса значительно расширены: в нем принимают участие школьники с 5-го по 10 классы и студенты 1 – 3 курсов организаций СПО. По результатам финала у нас 10 победителей! Эти ребята осенью получат свою награду – отправятся в образовательно-туристическое путешествие из Владивостока в Москву.
Впереди финалы для старших школьников и студентов. Мы ждем побед и уверены, что ребята достойно представят область. Наша задача – увеличить количество участников не только Большой перемены, но и Юнармейского движения РДШ, проекта «Сделаем вместе».
В системе допобразования 295 организаций – это ресурс для социальной активности и профориентации детей.
В школах работают свыше 14 тысяч кружков и секций.
Продолжат работу детский технопарк «Кванториум», Дом научной коллаборации, IT куб.
Талантливых, образованных и мотивированных школьников с 2019 года объединяет областной центр «Ступени успеха».
«Ступени успеха» сегодня – это не только площадка, где ребята получают академические знания. Здесь выстраивается система развития личности и её ценности.
Это и программы, и работа психологической службы,
· это – поддержка ребят в рамках Ассоциации выпускников,
· это –взаимодействие с индустриальными партнерами,
· это – наставничество,
· это – участие обучающихся на Всероссийских и международных конкурсах и олимпиадах.
Результат - плюс 10 позиций в оценке успешности участников Всероссийских олимпиад.
Коллеги! Когда мы работаем на одну цель, результат не заставляет долго ждать.
Мы должны создать каждому ребенку возможности для самореализации и условия для покорения новых вершин и побед. Мы все вместе вне зависимости от ступени и от формы обучения можем и должны научить наших детей стремиться и побеждать!