Доклад министра общего и профессионального образования Ростовской области Л.В.Балиной на областной педагогической конференции работников образования «Доступность, качество, комфорт донского образования для всех и каждого»
Уважаемые коллеги!
Мы с вами работаем, живем ради самого лучшего, что у нас есть, – наших детей – искренних, непосредственных, умных, талантливых, шаловливых, очень разных! И наша задача – учить и воспитывать всех и каждого!
Как мы видим, пандемия коронавируса изменила отношение к школе детей, родителей, педагогов.
В новом учебном году нам предстоит оправдать ожидание очного обучения, сохранить его качество и привнести новое, учитывая опыт, полученный во время дистанционки.
Вынужденная самоизоляция обнажила проблемы разного опыта использования технологий онлайн-обучения, разных технических и содержательных возможностей учебных заведений. И поставила перед нами вопрос – сможем ли мы в ситуации стремительно меняющегося мира максимально быстро освоить новые технологии, не потерять темпа, играть в одной команде, поддерживать друг друга?
Мы старались – и у нас получилось!
Сильная сторона нашей системы – высокий уровень доступности образования.
За 10 лет в Ростовской области созданы 62 тыс. дошкольных мест, за 3 года – более 5,5 тыс. школьных.
Стало более доступным образование для детей с ОВЗ.
Сеть СПО – одна из самых широких в России.
Это безусловные приоритеты стратегии развития области. Ведь мы восьмые в стране по количеству детей в школах.
В 2020 году наш бюджет превысил 72 млрд рублей, а за 5 лет вырос почти на 12.
Этот объем позволяет обеспечить:
· реализацию образовательных программ;
· содержание объектов образования,
· строительство новых детских садов и школ;
· выполнение указов президента, развитие системы.
Расходы министерства составляют четверть областного бюджета.
При этом освоение бюджетных средств ежегодно превышает 99%.
Конечно, и нас, и родителей беспокоит состояние зданий и условия обучения детей в садах, школах и колледжах.
Наряду с комплексными капитальными ведутся ремонты кровель, отопления, ограждений, замена окон.
За 5 лет 1200 зданий стали более комфортными.
Теперь надо говорить о наличии возможностей. О том, как мы их создаем, в том числе участвуем в нацпроекте «Образование».
Задача нового учебного года - на 200% использовать возможности новой инфраструктуры для сохранения интереса к учебе, мотивации детей, профориентации, повышения качества образования, обучения педагогов.
Переформатирование части направлений нацпроекта министерством просвещения нас радует.
Мы поддерживаем смещение акцентов на внимание к оснащению школ, лабораторий естественнонаучного, физико-математического направления, а также оборудование кабинетов информатики, робототехники
Один из ориентиров построения современной инфраструктуры – цифровая образовательная среда, повышающая доступность персонифицированного обучения, и не только в школе.
Как отметил Виктор Стефанович, модель ЦОС обеспечит учителя, ученика и родителя новыми технологичными образовательными ресурсами.
Скоростной интернет, новая техника, технологии, цифровые платформы, центр опережающей профпереподготовки в СПО обеспечат условия для изменения содержания образования и профессиональное становление юных жителей области.
В новых условиях продолжит обучение почти 85 000 студентов СПО. Для получения профессии также важны новые оснащение и технологии.
Новые мастерские, подготовка по стандартам Волрдскиллс обеспечивают востребованность наших выпускников и развитие донской экономики.
Ростовская область – уникальный регион России в сфере АПК. 19 учреждений готовят кадры для сельского хозяйства. В рекордном урожае хлеба 2020 года есть частица труда наших ребят и педагогов.
Но прежде чем сесть за штурвал современной техники, необходимо закончить школу. Базовая основа для получения профессии – качественное школьное образование всех и каждого из 440 тысяч учащихся.
В известной сказке математика Льюиса Кэролла есть примечательный диалог:
- Что это за звуки, вот там? - спросила Алиса, кивнув на укромные заросли.
- А это чудеса, - равнодушно пояснил Чеширский Кот.
- И что же они там делают?
- Как и положено… Случаются…
Чудеса случаются, если в них верить, и особенно – если их делать своими руками.
«Ключи» к достижению cтратегической цели – войти в десятку ведущих стран по уровню образования – предложены федеральным министерством:
· - повышение качества образования,
· - адресная помощь школам с низкими результатами,
· - управление качеством с использованием результатов оценочных процедур,
· - позитивные управленческие практики, совершенствование технологий и методов обучения.
Что значит качественное образование?
Качественным можно считать образование, если достижения имеют не только ученики, но и учителя.
Первая и главная составляющая, на мой взгляд, это квалификация педагогических работников .
Также не обойтись без использования возможностей «фгосовского» учебного плана, индивидуальных образовательных программ, педагогических техник и понятных учебников, по которым бы хотелось учиться.
И, наконец, третья составляющая – результаты самих учащихся и оценочных процедур для принятия управленческих решений повышения качества обучения.
Для достижения успеха не обойтись и без секретов «педагогической кухни», которые есть у каждого мастера своего дела.
В 2022 году мы участвуем в исследовании оценки качества образования по модели PISA, ключевые особенности которого:
· выполнение участниками исследования заданий на компьютере,
· возможность использования банка заданий PISA.
Чтобы войти в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования нужно как минимум достойно пройти международные исследования.
"Важен каждый ученик" – именно под таким лозунгом министерство просвещения запускает проект "500+".
Школам с низкими образовательными результатами окажут адресную поддержку.
Усилия властей всех уровней по повышению качества общего образования несомненно дают положительный результат. Чтобы его объективно оценить мы используем систему оценки качества, главные звенья которой – государственная итоговая аттестация, проверочные работы, российские и международные исследования.
Уважаемые коллеги!
Анализ достижений обучающихся, полученных объективными методами, необходимо использовать для определения болевых точек, принятия шагов к исправлению ситуации, оценки эффекта принятых мер. Это и есть управление повышением качества на основе результатов.
Осенью этого учебного года нам предстоит провести ВПР для всех школьников, студентов СПО. Это будет входной контроль знаний без отметок и – обращаю ваше внимание! – без оценки педагогов и рейтинга школ.
ВПР перенесены с весны на осень. Мы сделаем все, чтобы они прошли для учителей и детей максимально спокойно и комфортно.
Выпускники 9 классов, не сдававших ГИА в этом году, напишут работы в форме ОГЭ.
А итоги ЕГЭ-2020 мы уже подвели. Значительно вырос процент участников ЕГЭ, набравших 80 и более баллов, в том числе по химии, истории, обществознанию, информатике и физике.
Порадовали 100-балльники. 109 работ по десяти предметам получили наивысший балл.
А восемь выпускников получили 200 баллов по двум предметам.
Средний балл сопоставим с результатами прошлого года.
Экзамены прошли в штатном режиме с соблюдением санитарных норм.
Члены ГЭК, руководители пунктов, организаторы, общественные наблюдатели обеспечили спокойствие, комфорт, безопасность участия в экзамене выпускников.
Уважаемые коллеги, каждый из вас отработал также на 100 баллов! И, надеюсь, хоть немного успели отдохнуть. Ведь завершение учебного года было сложным. Пришлось быстро осваивать новые технологии, иначе готовиться к урокам, постоянно находиться на связи с учениками и родителями, учить не только детей, но и взрослых, осваивать новые формы обучения, менять учебные планы и объем домашних заданий.
Все единодушны в том, что опыт электронного обучения получили и будем применять его при необходимости. Но реальную учебу не заменить виртуальной.
В сентябре дети вернуться за ученические и студенческие парты, учителя- к доске.
Задача руководителей, органов управления – создать безопасные и комфортные условия для очного обучения, сохраняя здоровье детей и педагогов.
Коллеги! Особое внимание прошу уделить организации процесса в новых условиях: в составлении расписания занятий, оптимизации нагрузки на учителей и детей, организацию части уроков и внеурочной деятельности с использованием новых информационных технологий и интернет-платформ.
Особенно важна эта работа в обучении детей с ОВЗ. Коллеги! Это предмет вашего особого внимания! Независимо от того, учатся ли они в центре дистанционного обучения, инклюзивно в школе или тем более на дому!
Конечно, создание условий обучения, качество образования, новая инфраструктура, сохранение здоровья детей - это все очень важно и необходимо. Но система образования еще воспитывает, сохраняя государственность и формирует будущее детей и страны.
С сентября вступит в силу ключевое решения в сфере воспитания – введение федеральной доплаты за классное руководство по поручению Президента.
Классные руководители будут получать вознаграждение ежемесячно по 5000 рублей.
Мы должны обеспечить полноту и прозрачность этих выплат. Минпросвещения разъяснило, как это делать. Дополнительные рекомендации от нас вы получите в ближайшее время.
Думаю, правильно будет формировать отдельные ведомости на эти выплаты.
Очень важны и другие формы признания и поощрения деятельности классных руководителей. Пакет таких механизмов необходимо сформировать на уровне муниципалитета.
Уважаемые коллеги!
Не стоит весь процесс воспитания переносить на плечи классных руководителей. Ведь воспитывают не только школы, детский сад и колледжи. Система дополнительного образования – мощнейший ресурс, который должен подключаться ко всем уровням обучения.
2020 год – особый, Год памяти и славы.
75-летие Победы объединило нас, несмотря на самоизоляцию.
1 сентября состоится Всероссийский онлайн-урок, посвященный Великой Победе.
30 августа, в день освобождения Ростовской области, откроется народный военно-исторический музейный комплекс «Самбекские высоты» как дань уважения героям войны и памятных событий на донской земле.
И уже сейчас в учебных планах урочной и внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования необходимо планировать посещение музея как уникальную возможность воспитания личности на примере исторического подвига советского народа.
Уважаемые коллеги!
Как всегда, на августовских педконференциях мы формируем базовые, ключевые задачи наступающего учебного года.
Особенности, инструменты их решения мы обсуждали с вами на секциях 18 августа: 7 тыс. подключений, 30 тыс. участников, онлайн-опрос.
Мы всегда выполняем и, несомненно, выполним все задачи, поставленные перед нами. Предстоит большая и сложная работа. И в ней необходимо участие руководства области и федерального министерства.
Благодарю губернатора Василия Юрьевича Голубева за постоянное внимание и поддержку! Законодательное собрание и министерство просвещения – за содействие и сотрудничество.
Ведь только работая и побеждая вместе, мы сохраняем стабильность и развитие системы образования для всех и каждого!
Уважаемые коллеги! У меня нет сомнений в том, что надежды наших детей сбудутся и 20-21 учебный год будет безопасным, интересным, ярким.