Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Региональные порталы Карта сайта Вход

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Доклад министра общего и профессионального образования Ростовской области Балиной Л.В. на отчете министерства общего и профессионального образования Ростовской области «Об итогах работы за прошедшие 5 лет, итогах реализации национальных проектов за 2019 год, задачах на 2020 год и до 2024 года»

13 Февраля 2020
110
0

Уважаемые коллеги!!!

По ряду показателей Донское образование входит в число крупнейших в стране.

Управление столь обширной системой – задача не из простых.

Анализ большого массива данных, обсуждение итогов, перспектив развития с работниками отрасли, мониторинг деятельности дают нам возможность оценивать состояние и планировать стратегические направления развития.

За последние 5 лет, расставляя акценты развития отрасли на августовских педсоветах мы с вами обсуждали самые актуальные вопросы.

Они нашли свое отражение в названиях этих мероприятий

В течение года мы не раз возвращаемся к своим планам и оценке их исполнения. Это позволяет министерству в полной мере обеспечивать выполнение государственных полномочий в сфере образования и практически в полном объеме осваивать выделяемые средства.

Расходы на отрасль «Образование» складываются из средств областного, местных и федерального бюджетов.

В 2019 году наш бюджет превысил 67 млрд рублей, а за 5 лет вырос почти на 12 млрд. рублей.

Этот объем позволяет обеспечить:

- реализацию образовательных программ;

- содержание объектов образования,

- строительство новых детских садов и школ;

- выполнение указов Президента, развитие системы.

Расходы министерства за 5 лет выросли с 33 до почти 44 млрд рублей, и в среднем составляют четверть расходов областного бюджета.

При этом освоение бюджетных средств ежегодно превышает 99%.

Как правило, в течение года бюджетные расходы растут по принимаемым Правительством области решениям для обеспечения роста заработной платы, за счет привлечения федеральных средств, на иные цели.

Структура расходов отрасли сложная. 80% - финансовая помощь местным бюджетам, почти 20% - расходы подведомственных учреждений, прочие расходы не превышают 1%.

В местные бюджеты мы ежегодно направляем 7 субвенций. Для предоставления 17 субсидий муниципалитетам мы заключаем более 300 соглашений. Еще 500 по 89 направлениям с подведами. Плюс к этому государственные и муниципальные задания всем бюджетным и автономным учреждениям и бюджетные сметы казенным.

Рост бюджетных расходов и высокое исполнение позволяет обеспечить организацию образовательного процесса на каждой ступени обучения.

Первая ступень – дошкольное образование.

За счет созданных с 2015 года мест – число детей в садах увеличилось до 188 тысяч, а педагогов почти на 1000.

 Очевидны качественные изменения в уровне профессиональной компетенции педагогов-дошкольников. Растет число воспитателей с высшим образованием и категорией. Наша задача: научить ребенка в детском саду самостоятельности, уверенности в своих силах, доброму, уважительному отношению к себе и другим, развить воображение и любознательность.

Это стандарт, который мы с вами внедрили с 2017 года во всех детских садах и будем продолжать во всех новых.

В системе дошкольного образования из проекта модернизации по созданию мест для детей от 3х до 7 лет мы перешли к не менее сложной задаче – обеспечить занятость мам, детей от 1,5 лет, предоставив место в детском саду.

Из детского сада ежегодно в школу приходят более 45 тыс. первоклашек.

Это результат демографического бума, который был несколько лет назад. Мы 8 в России по количеству детей в школах. В текущем году число учащихся превысило 430 тысяч.

 В первую смену обучаются 365 тысяч детей. Несмотря на рост контингента показатель на уровне 85% обучающихся в 1 смену мы удерживаем за счет капитальных ремонтов, ввода новых мест после реконструкции и строительства.

По итогам 5 лет в 21 муниципалитете все школы работают в одну смену, в 23 не более 15 % детей обучаются во вторую смену.

В 11 – ситуация наиболее сложная.

Задача 20-21 годов – перевод в 1-сменный режим обучения всех учеников начальной школы.

Для решения этой задачи в нашем бюджете запланировано создание 11,0 тысяч мест в ближайшие 3 года, в общем объеме средств более 87% - областные деньги.

В послании Президент в январе дал поручение проанализировать состояние 2-й смены и внести предложения по строительству новых школ.

Конечно, руководителей и родителей беспокоит состояние зданий и условия обучения детей в садах, школах и колледжах. Наряду с комплексными капитальными ремонтами выполняются работы, требующие срочного решения: кровли, отопление, ограждения, окна.  За 5 лет проведены работы в 1200 зданиях. В 25 муниципалитетах в 100% школ заменены окна и двери.

Число комплектов мультимедийного оборудования, интерактивных досок за 5 лет увеличилось на 14 %. Количество компьютеров, используемых в учебном процессе- на 18%.

За ближайшие 3 года нацпроекта «Образование» количество комплектов интерактивного оборудования в школах увеличится еще на 7%,  компьютеров - 13%.

Не только инфраструктура - основа качественного образования.

Усилия властей всех уровней по развитию качества общего образования несомненно дают положительный результат. Чтобы его объективно оценить мы используем систему оценки качества, главные звенья которой – государственная итоговая аттестация, всероссийские проверочные работы, международные, национальные и региональные исследования.

За 5 лет число участников во всероссийских проверочных работах выросло до 160 тысяч школьников. Результаты в основном соотносятся с общероссийскими.

Анализ достижений обучающихся, полученных объективными методами, позволяют определить болевые точки, продумать шаги по исправлению ситуации, отслеживать эффект принятых мер.

Ежегодно 17000 выпускников 11 классов и 40 тысяч 9-ти классников сдают экзамены. Единый государственный экзамен, итоговая аттестация в 9 классах – в нашей области проходят на высоком уровне в штатном режиме.

Условия для непрерывного образования в Ростовской области существенно лучше, чем в России. Охват молодежи программами подготовки квалифицированных рабочих и служащих в Ростовской области в полтора раза выше, чем по стране.

За 5 лет изменилась структура подготовки кадров, требования к реализации программ. Образовательные стандарты учитывают трудовые и квалификационные характеристики, обозначенные работодателями. Применяются базовые принципы объективной оценки уровня подготовки рабочих кадров.

Изменились подходы к образовательному процессу с учетом мировых стандартов. Яркий пример - движение Ворлдскиллс Россия. Соответствие современным стандартам требует модернизации материально-технической базы учреждений СПО. Тем более, что сейчас мы готовим студентов по 70 профессиям рабочих и по 125 специальностям.

Ростовская область – уникальный регион Российской Федерации в сфере агропромышленного комплекса. 19 образовательных учреждений готовят кадры для сельского хозяйства. Площадка Октябрьского аграрно-технологического техникума включена в тройку лучших в Российской Федерации по версии Союза Ворлдскиллс Россия.

На ее базе 100 профессионалов из 52 субъектов приняли участие за 2 года в отборочных соревнованиях национального чемпионата Ворлдскиллс по компетенции эксплуатация сельскохозяйственных машин.

Приоритет в 2020-2022 годах учреждениям аграрного профиля. Все будут оснащены современной сельхозтехникой на общую сумму более 280 млн рублей от комбайна до косилок и опрыскивателей.

В 2019 году из областного бюджета выделено более 25 млн рублей на создание площадок демэкзамена в 10 учреждениях.

Задача - к 2024 году в половине профессиональных образовательных учреждений области провести итоговую аттестацию в форме демонстрационного экзамена. А это означает, что половину учреждений необходимо оснастить современным оборудованием.

Задача системы дополнительного образования – выявлять, поддерживать и развивать способности детей.

В 2019 году с помощью Региональной информационной системы мы увидели ситуацию не только в каждом муниципалитете, но и в каждой образовательной организации.

 У детей должен быть выбор, а в системе должны быть интересные, увлекательные, полезные программы.

Задача развивать допобразование в садах. Потому что в показателе охвата детей, занятых творчеством, спортом и наукой учитываются дети от 5 лет. И в систему СПО дети приходят после 9 класса и до 18 лет должны быть заняты творчеством, спортом, социальными проектами. И в новых школах должны быть созданы условия для занятий техническим творчеством, музыкой, учитывая возможности инфраструктуры при работе в I смену, в том числе, привлекая ресурсы школ искусств и ДЮСШ.

Доступность качественного образования имеет еще один аспект. Я имею в виду детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов.

Эффективная система обучения таких детей включает сеть специальных организаций, дистанционное обучение, специальные классы и инклюзивное обучение в школе.

5 лет мы работали над внедрением стандартов, созданием доступной среды. А 2019 год стал по-настоящему прорывным. Участники проекта «Современная школа» не просто получили новое оборудование. А создали новые образовательные пространства и возможности для детей.

Девиз «Доброшколы» - «Все получится!» вдохновляет детей и педагогов на новые свершения.

Главный показатель нашей работы – не только обеспечение доступности качественного образования для всех, но и сохранение здоровья детей

С 2013 года мы имеем возможность оценивать динамику показателей здоровья школьников во время обучения.

Итог эффективной работы школ – участников проекта «Здоровьсбережение» – рост числа ребят 1 группы здоровья почти на 20% за 5 лет. На этот результат, несомненно, оказала влияние и другая важная инициатива, выдвинутая Губернатором в 2017 году. Это изучение во всех школах области основ здорового питания, в которое вовлечены не только дети, но и их родители.

Особое направление деятельности министерства, органов опеки – семейное устройство детей – сирот.

За 5 лет численность детей в банке данных сократилась почти в 4 раза.

Во всех центрах помощи детям созданы отделения по сопровождению замещающих семей.

С 2015 года на 25% увеличилось количество организаций, в которых будущие опекуны могут подготовиться к приему в семью ребенка-сироты.

Усилиями коллективов центров помощи созданы условия проживания детей, приближенные к семейным.

В 2019 году «очередность» детей-сирот, несвоевременно обеспеченных жильем, ликвидирована. Всего за 5 лет жильем обеспечено 6833 сироты.

Ключевой ресурс любой системы– кадровый потенциал.

Оценивая за 5 лет качественные изменения структуры педагогических работников, мы фиксируем увеличение количества педагогов с высшим образованием, получивших квалификационную категорию, прошедших переподготовку.

Вместе с тем, практически в каждом направлении – и в садах, и в школах, и в СПО преподаватели и учителя работают с повышенной нагрузкой.

Не может не беспокоить и возрастной состав педколлективов. В части из них четверть работников достигли пенсионного возраста. Планировать обновление кадров необходимо заранее.

Наша работа – выполнение государственной задачи – обучение и воспитание, создание безопасных и комфортных условий, реализация стандартов, проведение итоговой аттестации, меры социальной поддержки, исполнение бюджета, инициирование новых проектов.

Уже в это году нам предстоит создать 160 новых структур, оснащенных современным оборудованием. Участники - 9 городов, 24 района (всего 43 населенных пункта).

В январе Минпросвещением России утверждена целевая модель цифровой образовательной среды в системе образования-это актуальные цифровые возможности для автоматизации деятельности, снижения административной нагрузки, дистанционного обучения, профессионального мастерства, цифровой образовательный контент, коммуникационная среда, региональные информационные системы.

Задача на 2020 – 2022 годы- обеспечить выполнение всех мероприятий нацпроекта его участниками.

Среди новых задач 2020 года, прозвучавших в послании Президента: создание условий для обеспечения бесплатным питанием школьников 1-4 классов до 1 сентября 2023 года.

Работа по оценке инфраструктуры пищеблоков и потребности в средствах уже началась.

Еще одно поручение Президента – выплаты классным руководителям с 1 сентября.

После принятия на федеральном уровне нормативных документов необходимо внести коррективы в региональные, муниципальные правовые акты, локальные акты учреждений и обеспечить начисление выплат в соответствии с установленным порядком.

Воспитывают не только школы, детские сады и колледжи. Система дополнительного образования – мощнейший ресурс, который должен подключаться ко всем уровням образования.

Для комплексного управления системой и ее развития необходимо создание ресурсного центра. Должен начать работу региональный модельный центр дополнительного образования детей, который обеспечит методическую, нормативно-правовую поддержку всем участникам образовательного процесса в сфере дополнительного образования.

Hdby37@i*