Ответы на типовые вопросы по оплате труда

Вопрос: Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений

Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Согласно статье 144 ТК РФ системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

в федеральных государственных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в муниципальных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, вопросы о порядке и условиях оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений, в том числе вопросы повышения оплаты труда, относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Постановлением Правительства Ростовской области от 06.10.2020 № 46 «Об оплате труда работников государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений системы образования Ростовской области, государственных казенных учреждений социального обслуживания Ростовской области центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей» утверждены условия оплаты труда работников государственных учреждений Ростовской области.

Оплата труда работников муниципальных образовательных учреждений определяется нормативными актами, принятыми соответствующим органом местного самоуправления города или муниципального района, являющегося учредителем данного учреждения, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, принятыми работодателем с учетом мнения представительного органа работников (при наличии такого представительного органа), трудовым договором. При этом в трудовом договоре с работником конкретизируются режим его работы и условия оплаты труда: оклад, выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

 

Вопрос: Из чего состоит заработная плата работника?

Ответ: Заработная плата (оплата труда работника) состоит из трех частей:

1. Вознаграждение за труд, размер которого зависит от таких факторов как квалификация работника, сложность, количество, качество и условия выполняемой работы;

2. Компенсационные выплаты – доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера;

3. Стимулирующие выплаты – доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.

 

Вопрос: За какой объем обязанностей выплачивается должностной оклад?

Ответ: Размеры заработной платы устанавливаются на основе нормативных правовых актов организации в соответствии со статьей 132 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) зависят от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.

Вопрос о том, какой объем обязанностей входит в те должностные обязанности, за выполнение которых выплачивается должностной оклад, определяется в каждом конкретном случае – по учреждению и работнику.

Педагогические работники имеют различные виды нагрузки: аудиторную (учебную, преподавательскую) и неаудиторную (методическую, воспитательную, индивидуальную работу с обучающимися, иную педагогическую). Соответственно, теоретически ставкой (за которую выплачивается должностной оклад) является выполнение нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, которая установлена Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». Эта норма может составлять 36 либо менее (в зависимости от занимаемой должности) часов.

При этом для отдельных категорий педагогических работников устанавливается норма часов не педагогической, а учебной (преподавательской) работы. Такая норма учебной (преподавательской) нагрузки составляет 18 часов (с некоторыми исключениями). Однако это не значит, что рабочее время педагогических работников соответствующих должностей ограничивается исключительно 18 часами, а их обязанности сводятся к ведению учебной (преподавательской) работы. Иная педагогическая работа также выполняется данными работниками, однако она не входит в указанную нормируемую часть педагогической нагрузки.

Нагрузка сверх ставки может осуществляться в двух возможных формах (согласно трудовому законодательству):

– за счет увеличения рабочего времени, когда дополнительные обязанности выполняются работником в течение дополнительного времени, которое он работает сверх основного рабочего времени (совместительство);

– за счет увеличения интенсивности труда, когда дополнительные обязанности выполняются работником в течение основного рабочего времени, однако он работает более интенсивно (совмещение).

Работа по совместительству предполагает заключение отдельного трудового договора, соответственно, с заработной платой работника. Работа на условиях совмещения предполагает отдельную доплату (в структуре заработной платы) за выполнение дополнительных обязанностей. При этом имеется Постановление Минтруда РФ от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры», согласно которому не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора определенные виды работ, в том числе «педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой».

 

Вопрос: Порядок и нормы работы по совместительству

Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 282 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) совместительство - это выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. При этом работа по совместительству может выполняться работником, как по месту его основной работы, так и у других работодателей (ч. 3 ст. 282 ТК РФ).

Отметим, что продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену). В течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников (ч. 1 ст. 284 ТК РФ).

Согласно ст. 287 ТК РФ гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, предоставляются лицам, работающим по совместительству, в полном объеме (за исключением лиц, совмещающих работу с обучением, а также лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).

В соответствии со ст. 285 ТК РФ оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором.

Таким образом, исходя из ч. 3 ст. 133 ТК РФ и ч. 1 ст. 285 ТК РФ оплата труда при работе по совместительству также должна быть не ниже минимального размера оплаты труда, исчисленного пропорционально отработанному времени.

 

Вопрос: Чем отличаются выплаты стимулирующего характера от выплат компенсационного?

Ответ: Стимулирующие выплаты в отличие от выплат компенсационного характера направлены на стимулирование достижения высоких результатов трудовой деятельности, повышение производительности труда и поощрение работников.

Работодатель вправе обоснованно не выплатить или снизить размер выплаты стимулирующего характера при наличии у работника дисциплинарного взыскания и (или) нарушения работников Правил внутреннего распорядка.

Компенсационные выплаты выплачивают за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Обязательные компенсационные выплаты прямо предусмотрены существующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, вместе с тем в договорном порядке могут быть установлены и иные, дополнительные компенсационные выплаты.

 

Вопрос: Что такое минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ)?

Ответ: МРОТ устанавливается Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», а также статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), которой устанавливается федеральный и региональный уровень.

МРОТ применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение МРОТ для других целей не допускается.

МРОТ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. Также согласно письму Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 июля 2010 г. № 22-1-2194 заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже МРОТ. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже данного размера.

Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения» введен постоянный механизм установления МРОТ на уровне 100% фактического прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за II квартал предыдущего года.

С учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2019 г. № 17-П месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), должна быть не ниже МРОТ без учета выплат за сверхурочную работу, работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.

Размер МРОТ устанавливается Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

 

Вопрос: Для чего нужна средняя заработная плата и как она исчисляется?

Ответ: Размеры заработной платы устанавливаются на основе нормативных правовых актов организации и в соответствии со статьей 132 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) зависят от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.

Порядок исчисления средней заработной платы установлен ст. 139 ТК РФ. Для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных ТК РФ, устанавливается единый порядок ее исчисления.

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней).

Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных настоящим ТК РФ, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели.

В коллективном договоре, локальном нормативном акте могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников.

 

Вопрос: О методике расчета фактического уровня средней заработной платы педагогических работников в соответствии с указами Президента Российской Федерации

Ответ: Ежеквартальный мониторинг сохранения достигнутого соотношения заработной платы обеспечивается в рамках федерального статистического наблюдения численности и заработной платы работников в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 671-р (пункты 1.30.23, 1.30.25, 2.6.9–2.6.18).

Фактически сложившийся уровень средней заработной платы по отдельным категориям работников за год сопоставляется с фактически сложившейся заработной платой наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (далее - ЗНР) в субъекте Российской Федерации за тот же год на основе статистических данных, полученных в ходе статистического наблюдения в соответствии с приказом Росстата от 27 декабря 2018 г. № 781.

В Российской Федерации с 1990-х годов применяется международная методология ведения статистического учета заработной платы.

Действующая методология расчета показателя «среднемесячная заработная плата» основана на соблюдении международных рекомендаций статистического учета и принципов, заложенных в конвенциях и резолюциях Международной организации труда, и опубликована в Методологических положениях по статистике (выпуск четвертый, 2003 год). Она едина для всех статистических наблюдений за заработной платой, проводимых в стране, что позволяет обеспечить сопоставимость данных как по субъектам Российской Федерации, так и в других разрезах (по видам экономической деятельности, формам собственности и др.).

Сравнение заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы со средней заработной платой по регионам должно исходить из сопоставимости данных показателей. В связи с чем заработная плата по категориям рассчитывается аналогично заработной плате по региону, исходя из среднесписочной численности, а не на ставку. Тем самым обеспечивается корректное сопоставление средней заработной платы отдельных категорий работников и ЗНР.

 

Вопрос: Каким категориям педагогических работников предусмотрено повышение оплаты труда?

Ответ: Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части повышения заработной платы отдельных категорий работников предусмотрено:

педагогическим работникам образовательных учреждений общего образования доведение средней заработной платы до средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации.

педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений доведение средней заработной платы до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем субъекте Российской Федерации;

преподавателям и мастерам производственного обучения профессиональных образовательных учреждений доведение средней заработной платы до средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» предусмотрено доведение оплаты труда педагогических работников учреждений дополнительного образования детей до средней заработной платы учителей в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено доведение средней заработной платы педагогических работников образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, до средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Начиная с итогов 2015 года в качестве средней заработной платы используется показатель среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности), формируемый в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2015 № 698 «Об организации федеральных статистических наблюдений для формирования официальной статистической информации о среднемесячном доходе от трудовой деятельности».

 

Вопрос: Почему средняя заработная плата в регионах различна?

Ответ: Формирование средней заработной платы в каждом регионе зависит от ряда факторов, в том числе от временного периода, на который дается информация (год, полугодие, квартал), от уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, соотношения уровней доходов и расходов консолидированного бюджета внутри субъекта Российской Федерации, особых геоэкономических условий в отдельных регионах, наличия районного регулирования оплаты труда (по коэффициентам и (или) процентным надбавкам к заработной плате) и других факторов.

 

Вопрос: Почему заработная плата педагогического работника отличается от целевого значения, установленного Указами Президента Российской Федерации для соответствующей категории работников?

Ответ: Расчет фактического уровня средней заработной платы отдельных категорий работников осуществляется на основе официальной статистической информации о средней заработной плате, полученной по результатам организованного Росстатом федерального статистического наблюдения за деятельностью государственных и муниципальных учреждений социальной сферы и науки.

Заработная плата педагогического работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, в связи с чем различна в разных регионах, муниципальных образованиях и образовательных учреждениях.

Оценка достижения показателей, определенных указами Президента Российской Федерации, осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом по субъекту Российской Федерации на основе официальных данных органов федеральной статистики. При этом средняя заработная плата педагогических работников конкретных муниципальных районов и городских округов, образовательных учреждений дифференцирована и может быть как выше, так и ниже целевого показателя, установленного для соответствующей категории работников.

Дифференциация средней заработной платы педагогических работников в разных муниципальных образованиях обусловлена объективными причинами: наличие муниципалитетов, добившихся снижения неэффективных расходов на образование, принявших в предыдущие годы необходимые оптимизационные меры и способных направлять на оплату труда педагогических работников высвобождающиеся в ходе этих мер средства; наличие различий в квалификационном составе педагогических работников муниципального образования; различия в нагрузке на педработников городских и сельских школ (комплектование школ, наполняемость классов, количество классов, сменность) и другие.

Различия в размере заработной платы педагогических работников в различных муниципальных образованиях в пределах одного субъекта Российской Федерации также обусловлены особенностями действующего трудового законодательства, учитывающими региональную специфику в подходах к оплате труда, и решениями органов местного самоуправления.

В этой связи установление оплаты труда педагогических работников во всех муниципалитетах в пределах одного субъекта Российской Федерации на одном уровне не представляется возможным.

Таким образом, размер заработной платы определяется в соответствии с личным вкладом работника в выполнение поставленных задач и другими показателями в пределах средств, предусмотренных на данные цели фондом оплаты труда, и устанавливается учреждением самостоятельно на основе нормативных правовых актов учреждения, в соответствии с трудовым договором, согласно положению об оплате труда работников учреждения, если иное не установлено Федеральными законами или Указами Президента Российской Федерации.

 

Вопрос: Почему снизился уровень заработной платы? Как повысить уровень зарплаты?

Ответ: Размеры заработной платы устанавливаются на основе нормативных правовых актов организации и в соответствии со статьей 132 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) зависят от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. В соответствии со статьей 144 ТК РФ системы оплаты труда работников муниципальных учреждений, которые включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются нормативными актами, принятыми соответствующим органом местного самоуправления города или муниципального района, являющегося учредителем данного учреждения, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, принятыми работодателем с учетом мнения представительного органа работников (при наличии такого представительного органа), трудовым договором.

На уровень заработной платы влияют в том числе выплаты стимулирующего характера (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), при этом данные выплаты не являются обязательными, определяются работодателем, порядок их назначения устанавливается в нормативных правовых актах, регулирующих оплату труда в организации. Работодатель вправе уменьшить или не начислять стимулирующие выплаты отдельным работникам или всему коллективу на основании проведенной оценки качества результатов их труда, а также в связи с наличием установленных оснований для депремирования.

Вам необходимо внимательно изучить положение о системе оплаты труда, действующее в вашем учреждении, включая регламенты назначения стимулирующих выплат (условия, порядок). За счет достижения установленных в нормативной правовой базе учреждения показателей качества по итогам решения соответствующего уполномоченного органа (Комиссии по распределению стимулирующих выплат, например) уровень Вашей заработной платы может быть выше за счет увеличения стимулирующих выплат.

При заключении трудового договора работодатель ознакомил Вас с условиями оплаты труда по соответствующей должности. Повышая уровень образования, получая в процессе исполнения обязанностей согласно функционалу, а также в процессе повышения квалификации необходимые компетенции, Вы можете при наличии вакансий претендовать на должности, по которым установленные условия оплаты труда более соответствуют Вашим притязаниям.

 

Вопрос: Почему такая низкая заработанная плата вспомогательного персонала дошкольного образовательного учреждения?

Ответ: В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно статье 144 ТК РФ размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений определяются органами местного самоуправления самостоятельно. Таким образом, условия оплаты труда работников муниципального учреждения определяются нормативными актами, принятыми соответствующей местной администрацией, являющейся учредителем данного учреждения, локальными нормативными актами учреждения, содержащими нормы трудового права и принятыми работодателем с учетом мнения представительного органа работников (при наличии такого представительного органа), трудовым договором с работником. В трудовом договоре с работником конкретизируются режим его работы и условия оплаты труда: оклад, выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Таким образом, заработная плата работника зависит от установленных систем оплаты труда работников конкретной территории Ростовской области, места и направления работы в соответствующей организации, квалификации самого работника, сложности выполняемой им работы, количества (нагрузки) и качества затраченного им труда в данной организации.

Учитывая изложенное, заработная плата работников имеет установленные законодательством различия не только на уровне муниципального образования Ростовской области, но и на уровне образовательной организации, так как зависит от перечисленных выше факторов.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 133 ТК РФ месячная заработная плата работника не может быть ниже минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ), установленного федеральным законодательством, при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности). Заработная плата работника может быть ниже МРОТ в случае, если он не отработал установленную норму рабочего времени и (или) не выполнил предусмотренные нормы труда, а также если сотрудник болел или взял отпуск за свой счет, либо есть удержания из заработной платы и иные случаи. Размер минимальной оплаты труда установлен Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

Согласно Областному закону Ростовской области от 22.10.2004 № 174-ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области» малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума в области, назначается адресная помощь в виде социального пособия. Право на получение гражданами адресной социальной помощи определяется по месту их регистрации территориальным органом социальной защиты населения на основании письменного заявления и документов, подтверждающих материальное положение семьи.

 

Вопрос: Положены ли выплаты за классное руководство учителям среднего профессионального образования?

Ответ: Согласно перечню поручений Президента Российской Федерации от 15 января 2020 г. начиная с 1 сентября 2020 г. осуществляется выплата ежемесячного денежного вознаграждения в размере не менее 5 тысяч рублей педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций за классное руководство.

Указанная доплата педагогическим работникам профессиональных образовательных организаций на федеральном уровне не предусмотрена.

 

Вопрос: В каких случаях можно обращаться в Роструд?

Ответ: В случае если работник считает, что его трудовые права нарушены, он может обратиться в Государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя для получения консультации по вопросу соблюдения трудовых прав или проведения контрольно-надзорных мероприятий (Онлайнинспекция.рф).

 

Вопрос: Что такое «эффективный контракт»?

Ответ: В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом.

К обязательным условиям трудового договора относятся: трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы); дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с Кодексом или иным федеральным законом; условия оплаты труда и др. (ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации).

Во исполнение подпункта «е» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2013 г. № 2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы (далее - Программа).

В соответствии с Программой «эффективный контракт» – трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а так же меры социальной поддержки. Изменение условий оплаты труда является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Внедрение эффективного контракта осуществляется согласно Программе в рамках введения взаимоувязанной системы отраслевых показателей эффективности от федерального уровня до конкретных учреждений и работников.

Минобрнауки России (письмо от 20 июня 2013 г. № АП-1073/02) были подготовлены и утверждены методические рекомендации по разработке показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и отдельных категорий работников.

Таким образом, утверждение показателей эффективности работников должно осуществляться с учетом установленных критериев и показателей эффективности работы учреждений, рекомендаций.

При введении «эффективного контракта» в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования. Примерная форма трудового договора с работником государственного (муниципального) учреждения, соответствующая «эффективному контракту», приведена в Приложении № 3 Программы.

Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта утверждены приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 года № 167н. При этом, рекомендации носят не обязательный, а рекомендательный характер, что следует из самого понятия рекомендации.

 

Вопрос: Какие сроки для выплаты заработной платы установлены действующим законодательством?

Ответ: Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушение законодательства в части, касающейся оплаты труда» (далее - Закон № 272-ФЗ) внесена поправка в часть шестую статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), согласно которой конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

В соответствии с действующей частью шестой статьи 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Указанные требования установлены к выплатам заработной платы, начисленной работнику за отработанное в конкретном периоде рабочее время, за выполнение нормы труда (должностных обязанностей).

Закон № 272-ФЗ не меняет порядка выплаты заработной платы. Требования по ограничению сроков выплаты заработной платы пятнадцатью календарными днями относятся к выплатам работнику начисленной заработной платы, которые производятся не реже чем каждые полмесяца.

Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) являются одной из составляющей заработной платы и выплачиваются за иные более продолжительные периоды, чем полмесяца (месяц, квартал, год и другие).

В силу части второй статьи 135 Кодекса системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Премии и иные поощрительные выплаты начисляются за результаты труда, достижение соответствующих показателей, то есть после того, как будет осуществлена оценка показателей.

Таким образом, сроки выплаты работникам стимулирующих выплат, начисляемых за месяц, квартал, год или иной период могут быть установлены коллективным договором, локальным нормативным актом. Так, если положением о премировании установлено, что выплата премии работникам по итогам за определенный системой премирования период, например, за месяц осуществляется в месяце, следующем за отчетным или указан конкретный срок ее выплаты, а по итогам работы за год - в марте следующего года или также указана конкретная дата ее выплаты, то это не будет нарушением требований части шестой статьи 136 Кодекса в новой редакции.

В соответствии с частью 8 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации при совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Проектов не найдено

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения