Порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий
Порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий
Контрольные (надзорные) мероприятия в отношении организаций, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории Ростовской области, осуществляющих образовательную деятельность в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования осуществляются в виде выездных и документарных проверок (плановых и внеплановых) и наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).
Организация и проведение контрольных (надзорных) мероприятий в сфере образования регламентируется главами 12 - 17 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», статьями 93, 93.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пунктами 26 - 50 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 997.
Минобразования Ростовской области вправе привлекать к осуществлению экспертизы в рамках проведения контрольного (надзорного) мероприятия экспертов и экспертные организации.
Основания для проведения минобразованием Ростовской области контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами) в отношении контролируемых лиц:
1) наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям с учетом положений статьи 60 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
2) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
3) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации (в том числе в отношении видов федерального государственного контроля (надзора), полномочия по осуществлению которых переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации) о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
4) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
5) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
6) выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
7) уклонение контролируемого лица от проведения обязательного профилактического визита.
Документарная проверка проводится по месту нахождения управления по контролю и надзору в сфере образования минобразования Ростовской области (344002, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Темерницкая, 44).
Срок проведения документарной проверки составляет 10 рабочих дней.
Перечень допустимых контрольных (надзорных) действий в ходе документарной проверки:
а) истребование документов (осуществляется путем направления контролируемому лицу требования о предоставлении документов с указанием срока предоставления документов, который может быть менее 2 рабочих дней);
б) получение письменных объяснений (осуществляется путем направления контролируемому лицу запроса о предоставлении письменных объяснений с указанием срока, который не может быть менее 2 рабочих дней; письменные объяснения даются контролируемым лицом в свободной форме);
в) экспертиза (осуществляется непосредственно в ходе проверки по месту осуществления деятельности эксперта или экспертной организации; оформляется экспертным заключением).
Выездная проверка проводится по месту по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица и (или) его филиалов, а также может проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.
Cроки проведения выездной проверки
Контролируемые лица | Выездная проверка | Выездная проверка с использованием средств дистанционного взаимодействия |
Организации (индивидуальные предприниматели), не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства | 5 рабочих дней | 10 рабочих дней |
Субъекты малого предпринимательства | 50 часов | |
Микропредприятия | 15 часов | |
Организации (индивидуальные предприниматели), осуществляющие образовательную деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации | 5 рабочих дней по каждому филиалу, производственному объекту отдельно | 10 рабочих дней по каждому филиалу отдельно |
Перечень допустимых контрольных (надзорных) действий в ходе выездной проверки:
а) осмотр (проводится в присутствии контролируемого лица или его представителя с применением видеозаписи, оформляется протоколом осмотра);
б) опрос (опрос контролируемого лица или его представителя, иных лиц, располагающих информацией, в том числе обучающихся, может быть проведен по вопросам, имеющим значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований; оформляется протоколом опроса);
в) истребование документов (осуществляется при проведении выездной проверки с использованием средств дистанционного взаимодействия путем направления контролируемому лицу требования о предоставлении документов с указанием срока предоставления документов, который может быть менее 2 рабочих дней);
г) получение письменных объяснений (осуществляется путем направления контролируемому лицу запроса о предоставлении письменных объяснений с указанием срока, который не может быть менее 2 рабочих дней; письменные объяснения даются контролируемым лицом в свободной форме);
д) экспертиза (осуществляется непосредственно в ходе проведения выездной проверки по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица и (или) его филиалов. В случае проведения выездной проверки с использованием средств дистанционного взаимодействия экспертиза осуществляется экспертом или экспертной организацией по месту осуществления деятельности эксперта или экспертной организации; оформляется экспертным заключением).
Результаты проведенных проверок фиксируются в акте выездной (документарной) проверки.
В случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте контрольного (надзорного) мероприятия, контролируемое лицо вправе направить жалобу в порядке, предусмотренном статьями 39 - 43 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) проводится должностными лицами в отношении объектов государственного контроля (надзора) в сфере образования на основании задания министра (первого заместителя министра) минобразования Ростовской области.
При наблюдении за соблюдением обязательных требований (мониторинге безопасности) проводится сбор, анализ данных об объектах государственного контроля (надзора), имеющихся у минобразования Ростовской области, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, представляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных информационных системах, данных из сети «Интернет», иных общедоступных данных.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, формируемого минобразованием Ростовской области и подлежащего согласованию с органами прокуратуры.
План проведения контрольных (надзорных) мероприятий формируется с учетом категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Отнесение объекта государственного контроля (надзора) к одной из категорий риска осуществляется минобразованием Ростовской области ежегодно на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска (приложение № 1 к Положению о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования).
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в виде выездных проверок в отношении объектов государственного контроля (надзора), отнесенных к определенным категориям риска, проводятся со следующей периодичностью:
- для категории высокого риска - один раз в 3 года;
- для категории среднего риска - один раз в 4 года;
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в виде документарных проверок в отношении объектов государственного контроля (надзора), отнесенных к определенным категориям риска, проводятся со следующей периодичностью:
- для категории высокого риска - один раз в 3 года;
- для категории среднего риска - один раз в 4 года;
В отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия в виде выездных и документарных проверок не проводятся.
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся в виде документарных и выездных проверок. Основания для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий и организация их проведения установлены статьями 57, 58, 62, 63, 66 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле».
В отношении органов местного самоуправления контрольные (надзорные) мероприятия, а именно плановые и внеплановые выездные/документарные проверки проводятся в соответствии с требованиями статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частью 9 статьи 93, частями 1, 3, 7 статьи 93.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».