Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

«Это удивительно насыщенный и эмоционально богатый путь»: в Ростовской области состоялся финал регионального конкурса Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы»

242

28 обучающихся Ростовской области представили свои разработки на финальном этапе Регионального конкурса Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы»

Как получить биогаз из органического сырья, провести биомеханическое исследование состояния структур глаза при патологических изменениях или изобрести устройство, которое прокладывает маршрут и участвует в формировании веломаршрутной карты города – это лишь немногие темы, над которыми последние минимум полгода работали школьники Ростовской области.

10 марта 2021 года в стенах Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей «Ступени успеха» состоялся финальный этап – очная защита проектов Регионального этапа Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы». Основная цель конкурса – выявление и развитие у молодежи творческих способностей, интереса к проектной, научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской и творческой деятельности, а также популяризация научных знаний и достижений.

По итогам отборочного этапа 28 обучающихся области представили свои научные и проектные решения по четырем тематическим направлениям Регионального конкурса: «Агропромышленные и биотехнологии», «Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение», «Умный город и безопасность», «Современная энергетика». Каждый из проектов уникален и исключителен. Победителем в номинации «Агропромышленные и биотехнологии» стал Максим Черный, МБОУ «Лицей №57», призерами – Вероника Демьяненко и Алена Мезенцева, МБОУ Красновская СОШ. Призером в номинации «Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение» - Максим Сычев, МБОУ Новобессергеновская СОШ. Победителем в номинации «Умный город и безопасность» стал Дмитрий Калашников, Ростовская санаторная школа-интернат №28, призерами – Антон Лапочкин и Максим Турбанов, Ростовская санаторная школа-интернат №28. В номинации «Современная энергетика» победителем стала Алина Байдарик, Лицей № 50 при ДГТУ, призерами – Софья Даниленко, Гимназия «Юридическая» г. Волгодонска, и Даниил Ткаченко, МБОУ СОШ №4.

Мы побеседовали с ребятами направлений «Агропромышленные и биотехнологии» и «Умный город и безопасность» и их научными руководителями, которые поделились своим представлением о проектной и исследовательской деятельности, рассказали, что подвигло их выбрать конкретные темы и дали несколько советов тем, кто только находится в начале пути.

Расскажите подробнее, о чем ваш проект, чем уникален и может быть полезен?

Дмитрий Калашников, Максим Турбанов, Антон Лапочкин, обучающиеся Ростовской санаторной школы-интерната №28, направление «Умный город и безопасность»: «Наш проект называется «Большие геоданные. Радиоэлектронная часть». Мы создали устройство, которое записывает треки веломаршрутов, и передает данные на сервер. Пользователь устройства может прокладывать свои маршруты и участвовать в формировании веломаршрутной карты города. Наш проект может быть полезен велосипедистам, людям с ограниченными возможностями здоровья, школьникам, потому что мы надеемся на улучшение городской среды вокруг выявленных с помощью нашей системы маршрутов. Уникален он компактными размерами устройств для сбора данных, сроком жизни на одном заряде (при качественных элементах питания, разумеется) и масштабностью всего проекта в целом. На реализацию, сборку и апробацию у нас ушло полгода. Мы потратили, наверное, десяток часов связи по интернету в обсуждении идеи. Перерисовали большое количество схем, отбросили слишком сложные или слишком бессмысленные, на наш взгляд, идеи. Одна из идей, например, заключалась в создании интерактивного приложения для мобильных устройств, помогающая людям составить маршруты выходного дня и разместить на этих маршрутах задания-квесты. Ориентация на семейный отдых и развлечения на свежем воздухе. Задание показалось интересным, но уж слишком простым. Оставили “на потом”».

Виктор Геннадьевич Трофимов, научный руководитель, Ростовская санаторная школа-интернат №28, направление «Умный город и безопасность»: «Ребята на собственном опыте столкнулись с проблемой перемещения на велосипедах по улицам большого города: вынуждены ездить по тротуарам, в некоторых случаях – использовать проезжую часть. И это проблема не только Ростова-на-Дону. Комфортная и безопасная среда для велосипедистов – насущный вопрос и в других городах. Отсюда у нас выделились две параллельные идеи. Во-первых, возникла необходимость в устройстве, которое физически сможет отследить маршруты каждого велолюбителя и, вторая часть – программное обеспечение, выстраивающее карту веломаршрутов на основе полученных данных, – аналог современных навигационных систем для автомобилистов, только ориентированный на перемещение велосипедистов. Полученную информацию можно использовать при проектировании велодорожек, организации движения, создания инфраструктуры для велосипедистов. Например, зная наиболее популярные маршруты, легко можно организовать открытые кафе, веломастерские, какие-либо площадки для них».

Алена Мезенцева, Вероника Демьяненко, Красновская СОШ, направление «Агропромышленные и биотехнологии»: «На реализацию проекта «Изучение возможности восстановления школьного парка» ушло около 2-х лет. Наша задача заключалась в том, чтобы изучить причины гибели старых деревьев в каштановом парке, посаженном силами учеников еще 40 лет назад, и не допустить гибели новых. Большая часть времени ушла на подготовительные работы – мы изучали состав почвы и занимались тщательным подбором деревьев».

Видите ли вы качественное будущее в развитии проектной деятельности в школах (именно такой, какая проектная деятельность и должна быть)?

Виктор Геннадьевич Трофимов: «Условия для проектной деятельности созданы на уровне государства, дело за организацией, интересом детей, а также компетенцией учителей. Существует множество конкурсов, в том числе дистанционных, где ученики под руководством наставников могут проявить себя и привнести новые, положительные решения в наш мир. Например, моя роль заключалась лишь в оценке и возможности реализации, а дальше я выступал неким справочником-указателем, который подсказывал, в какую сторону направить рассуждения, и какими знаниями надо обладать».

Юлия Владимировна Сыроваткина, научный руководитель, Красновская СОШ, направление «Агропромышленные и биотехнологии»: «Главное для учителя – заразить ребенка идеей, активизировать познавательную потребность – это первая задача педагога. Вторая – обеспечить условия ее реализации. Если человек пополняет знания только потому, что это обязанность, открытий он никогда не сделает. Открытие, как известно, начинается с удивления. Самое ценное, что может получить обучающийся от работы над проектом – исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей».

С чего начать преподавателю, который только становится на этот путь и не имеет опыта?

Виктор Геннадьевич Трофимов: «Успешный наставник умеет получать удовольствие от процесса, уважает учеников, их интересы, потребности, стремления и надежды, как свои собственные. Нужно просто попробовать и сделать всё, на что способен. Не ради результата, а ради процесса. Когда изучаешь систему изнутри, на собственном опыте, всё кажется не таким сложным и вполне достижимым».

Какой совет вы можете дать тем, кто только находится в начале пути?

Алена Мезенцева, Вероника Демьяненко: «Ребятам, которые только начинают свой путь в проектной деятельности, хотелось бы пожелать не сдаваться и в обязательном порядке доводить все начатое до конца, а для себя мы подтвердили факт того, что любое большое значимое дело выполняется только во взаимодействии и правильном планировании дня».

Дмитрий Кашалников: «При современном Интернете, доступности информации и литературы большинство трудностей преодолеваются на моменте их появления. Но, вместе с тем, обязательно чёткое понимание цели, следование взятым на себя обязательствам и люди, которые могут видеть проект от начала и до конца. А дружба, хорошие отношения, взаимопонимание просто исключают весь негатив. Один в поле не воин. И наша победа – это победа нас всех!»

Максим Турбанов, Антон Лапочкин: «Самое страшное – начало пути, когда есть цель, но нет понимания того, какой будет результат. Главное – не бояться, не опускать руки, а упрямо идти вперед, работать на результат вместе с единомышленниками».

Виктор Геннадьевич Трофимов: «Бросить всё и попробовать. Это удивительно насыщенный и эмоционально богатый путь».

В Ростовской области Региональный конкурс Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» проходит второй год подряд. Экспертами конкурса являются высококвалифицированные специалисты ведущих компаний Ростовской области и профессорско-преподавательский состав вузов, среди которых: ДГТУ, РГЭУ (РИНХ), АО «ТАГМЕТ», ФГУП ФЭО, ПАО «Россети ЮГ», РГУПС, ПАО «Ростелеком», ПАО КБ «Центр-инвест». Организатором конкурса является Образовательный центр «Сириус». Координатор в Ростовской области – Региональный центр «Ступени успеха».